Виртуальный информационно-методический кабинет

информационно-методический кабинет

01.12.2021

Информационно-методический кабинет — это центр всей методической работы учреждения дошкольного образования. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

В основу методической работы с кадрами положен диагностический подход, что позволяет выявить положительный опыт работы педагогов, а также существующие проблемы. Посредством диагностики изучается мнение педагогов о содержании обсуждаемых вопросов на педагогическом совете, качественной стороне решения годовых задач, эффективности методической работы.

                         

Планаванне і арганізацыя беларускамоўнага дня

Использование_ЭСО_в_образовательном_процессе_с_воспитанниками

Методы и приемы,используемые в образовательном процессе

Самообразование

Путешествие в мир правильной речи А.Л.Давилович, В.Л.Пашко

Современные образовательные технологии

Аттестация педагогов

Изменение "Правил белорусской орфографии и пунктуации"(Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 420-З "Аб Правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі.")

Полезные ссылки

Учебно-методическая литература "Народная асвета"

Журнал "Пралеска"

Учебно-методическая литература , дошкольное образование

Репозиторий БГПУ "Дошкольное образование"

 

 

свернуть

Аттестация

01.12.2021

Аттестация

свернуть

Консультация для воспитателей дошкольного образования "Требования к подготовке и проведению режимных моментов"

01.12.2021

Требования к подготовке и проведению режимных моментов

 Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. На первый взгляд, ничего нового по отношению к организации режимных моментов как условий для решения образовательных задач не наблюдается: нормируется то, что всегда было в силу специфики дошкольного образования.

     Как известно, распорядок дня, в котором режимные моменты нормируются по длительности протекания, в первую очередь ориентирован на сохранение и укрепление здоровья детей.     

     Зафиксируем принципиально важные позиции или подходы, которые помогут грамотно систематизировать задачи психолого-педагогической работы в каждом из организационных моментов режима (распорядка) дня.

Организация режимных моментов должна быть направлена на формирование общей культуры и развитие личностных качеств ребенка:

-Организация каждого из режимных моментов должна обеспечивать всестороннее развитие ребенка.

-В ходе организации режимных моментов должно обеспечиваться единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

-Организация режимных моментов должна «строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей».

Распорядком дня предусматривается организация совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей как в режимных моментах, так и между ними.         

Выбор деятельности зависит от возраста детей, их интересов, сезонности, событийности и др. В ежедневном планировании, опираясь на план организации различных видов детской деятельности в режиме дня, воспитатели определяют виды детской деятельности, формы их организации, методы и приемы.

В распорядке дня выделим следующие режимные моменты:

-Утренний прием.

-Утренняя гимнастика.

-Организация питания (завтрак, обед, полдник, ужин).

-Организация непосредственно образовательной деятельности.

-Организация прогулки.

-Организация сна.

-Уход домой.

В каждом из перечисленных режимных моментов (кроме утреннего приема и ухода домой) обязательно существует подготовительный и завершающий этап: подготовка к утренней гимнастике, утренняя гимнастика, завершение утренней гимнастики; подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки; подготовка ко сну, сон, постепенный подъем и т.п.

Специфика дошкольного образования заключается в том, что образование маленького человека происходит буквально в каждый момент его жизни, исключение составляет только глубокий сон. Но даже в тот момент, когда ребенок внезапно пробуждается, реакция взрослого на это пробуждение может обеспечить как положительное, так и отрицательное влияние на его развитие. Поэтому проектируя организацию сна ребенка, обязательно поставим задачи, которые могут быть решены не только при подготовке ко сну или его завершении, но и в процессе сна (при внезапном пробуждении ребенка).

Система проектирования режимных моментов будет включать:

-особенности организации режимного момента (с учетом санитарных правил и норм, действующих в системе дошкольного образования);

-организационные моменты (или структурные компоненты), которые можно выделить в структуре каждого режимного момента;

-основные направления деятельности в каждом организационном моменте;

-задачи, решаемые в каждом организационном моменте (с учетом принципа интеграции образовательных областей);

-формы, методы, приемы решения задач;

-планируемые результаты (достижения ребенка).

Особенности организации питания

      В дошкольном образовательном учреждении организуется трех-четырехразовое питание, в соответствии с зимне-весенним и летне-осенним 10-дневным меню. Подсчет белков, жиров, углеводов, а также калорийности блюд, получаемых детьми, проводится ежемесячно. Для детей с аллергодермотозами составляется отдельное меню с учетом их индивидуальных особенностей.

     Контроль за соблюдением натуральных норм продуктов и проведение С-витаминизации готовой пищи осуществляются медсестрой. Контроль за правильной организацией питания в дошкольном образовательном учреждении осуществляется заведующей с привлечением членов родительского комитета. Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.

      Для благоприятного прохождения процесса питания за каждым ребенком закрепляется индивидуальное место. Столы и стулья соответствуют росту детей. Перед каждым приемом пищи столы обрабатываются влажной салфеткой.

     Столовые приборы (тарелка, ложка, вилка, нож) раскладываются на индивидуальные салфетки. Их набор определяется меню блюд. Чайные чашки устанавливаются на блюдцах. К компоту с фруктами подается чайная ложка. Бумажные салфетки ставятся в салфетницах, хлеб подается в хлебницах.

     В сервировке столов принимают участие воспитанники (дежурные), осваивающие правила подготовки столов к приему пищи:

-перед сервировкой столов необходимо привести свой внешний вид в порядок, вымыть руки;

-индивидуальные салфетки раскладываются после обработки столов влажной салфеткой;

-приборы на индивидуальные салфетки раскладываются в определенном порядке: тарелка в центре; ложка, вилка, нож лежат строго параллельно друг другу и тарелке.

     Мотивация детей на дежурство обеспечивается предварительным сообщением дежурному меню, обсуждением необходимых приборов для сервировки стола, набором атрибутов для дежурных: передник и колпак в соответствующем полу ребенка цветовом и дизайнерском оформлении.

По завершении приема пищи дежурные помогают помощнику воспитателя: убирают на место салфетницы, хлебницы и индивидуальные салфетки. Для полоскания полости рта после еды помощником воспитателя готовятся индивидуальные стаканчики с охлажденной кипяченой водой. В процессе организации питания соблюдается принцип эмоционального благополучия детей, решаются задачи столового этикета и культуры питания. Вопросы организации правильного питания и воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста решаются в тесном взаимодействии с родителями.

Дежурство (структурный компонент организации питания)

Направление деятельности.

Формирование представлений о дежурстве как проявлении заботы о других людях.

Развитие умений готовить обеденную зону к приему пищи.

Задачи.

Формировать представления о подготовке к дежурству по столовой (культурно-гигиенические навыки, внешний вид).

Развивать представления о необходимости соблюдения правил безопасности при подготовке столов и стульев, а также сервировки столов к приему пищи.

Формировать представления о меню, этикетных формах сервировки стола в соответствии с меню, развивать умения правильно и красиво сервировать обеденный стол. 

Формировать чувство ответственности за подготовку обеденной зоны к приему пищи. 

Формы, методы, приемы.

Действия по словесному указанию, образец, поручения и задания, положительная педагогическая оценка.

Прием пищи

(структурный компонент организации питания)

Направление деятельности.

Формирование культуры питания.

Задачи.

Формировать представления детей о необходимости спокойного, неторопливого приема пищи, тщательного ее пережевывания Развивать представления о полезности блюд, технологии их приготовления, влияния питания на физическое состояние и здоровье человека; об этикетных нормах и правилах поведения за столом Формировать навыки безопасного и культурного поведения во время приема пищи Развивать умения замечать красоту сервировки стола, оформления блюд, внешнего вида (дежурного, помощника воспитателя, детей), умения поддерживать порядок на столе Формировать чувство благодарности повару, помощнику воспитателя, машинисту по стирке белья, дежурному

Формы, методы, приемы.

 Презентация меню, сообщение, выражение положительных эмоций, положительная педагогическая оценка, ситуативный разговор.

Основные формы привлечения родителей:

-родительские собрания с презентацией новых блюд;

-рекомендации по приготовлению блюд для сбалансированного питания детей на каждый выходной день;

-выставки-дегустации;

-консультации с приглашением специалистов города, компетентных в вопросах детского питания.

Особенности организации прогулки

Подготовка к прогулке 

 Направление деятельности.

Развитие самостоятельности в выполнении правил сбора на прогулку.

Задачи.

Формировать представления о правилах сбора на прогулку, развивать умения самостоятельно выполнять действия, предусмотренные правилами:

наводить порядок в группе и развивающих центрах (убирать игрушки и пособия, аккуратно и красиво ставить стулья к столам)

одеваться по погоде, в определенной последовательности, аккуратно, в общем ритме, не мешая соседям при необходимости обращаться с просьбой о помощи, оказывать помощь сверстникам. По окончании одевания аккуратно закрывать дверцу шкафчика, ожидать других детей ,участвовать в подготовке и выносе материала, необходимого для прогулки спокойно выходить на прогулку, придерживать дверь при закрывании, заботиться о безопасности сверстников Формы, методы, приемы.

Напоминание, ситуативный разговор, поддержка, положительная оценка, поощрение, помощь, обращение к ребенку с просьбой об оказании помощи сверстнику, образец этически ценного поведения по отношению друг к другу, похвала — одобрение, выражение педагогом своих чувств, связанных с проявлением детьми опрятности, аккуратности, а также доброжелательности, стремления помочь, озвучивание чувств детей, рассказ, проговаривание потешек, стихов, загадок.

 Особенности организации Сна

Направление деятельности.

Создание детям индивидуального комфорта в постели, проявление заботы об их эмоциональном благополучии в процессе сна.

Формирование бережного отношения к спящему человеку.

Задачи.

Формировать умение принимать удобную позу, расслабляться в постели Развивать представления о возможных причинах пробуждения (жажда, витальные потребности, ощущения холода или жары, страшный сон, завершение периода сна), адекватном поведении при внезапном пробуждении Развивать умение самостоятельно удовлетворять свои потребности  в моменты внезапного пробуждения

Формировать представления о правилах поведения при внезапном пробуждении, развивать умения тихо вести себя, проявляя бережное отношение ко сну сверстников

Формы, методы, приемы.

Музыкотерапия, индивидуальная помощь в достижении комфортного состояния в постели, сказкотерапия, чтение художественной литературы, ситуативный разговор, вопросы-предположения (Ты замерз? Хочешь в туалет? Приснился страшный сон?), проговаривание действий, положительная оценка.

Источники:

1.Учебная программа дошкольного образования / Министертво образования Республики Беларусь. — 2­е изд. — Минск : Нац. ин­т образования; Аверсэв, 2019. — 479 с.

2.https://infourok.ru/

свернуть

Памятка "Как организовать уголок природы в группе"

01.12.2021

   Как организовать уголок природы в группе 

   В уголок природы младшей и средней групп следует помещать в первую очередь растения и животных, характерных для той климатической полосы, в которой расположено учреждение дошкольного образования.

Уголки старших групп могут пополняться животными и растениями из других климатических зон. У всех растений и животных должны быть ярко выражены признаки группы или класса, например, рыбы или птицы с типичным для этого класса строением тела и повадками. Нужно также учитывать возрастные особенности детей той группы, для уголка которой подбирают живые объекты:

для младшей и средней групп — растения и животные, наиболее типичные по строению;

в старшей группе — объекты, у которых типичные признаки выражены менее ярко (например, растения, имеющие не только зеленую окраску листьев, рыбы с округлой формой тела и удлиненными плавниками и т.д.).

  В уголках природы младшей и средней групп помещают самых неприхотливых обитателей, чтобы дети в состоянии были ухаживать за ними; в старшей группе могут обитать растения и животные, относительно более требовательные к условиям жизни, их и по количеству должно быть значительно больше.

При подборе комнатных растений учитывают особенности помещения: если окна его выходят на южную сторону, целесообразно помещать светолюбивые растения, в помещениях с окнами на север хорошо развиваются тенистые. Не допускается наличие в уголке природы ядовитых растений.

  Некоторые обитатели уголка природы постоянно находятся в группе (рыбы, птицы, млекопитающие, комнатные растения), поэтому дети их могут наблюдать в течение года. Воспитатель по своему усмотрению может внести в уголок и новые растения, с которыми планирует знакомить детей; поменять рыбок или птичек между младшей и средними группами; разместить объекты в уголке природы на короткое сезонное время, а иногда и на часть его. Ознакомление с сезонными обитателями уголка природы поможет воспитателю сформировать у детей представление о том или ином времени года, его характерных особенностях.

Все обитатели уголка природы размещаются в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни: птицы – на свету, но вдали от сквозняка, аквариум – в простенке, чтобы на него не попадал солнечный свет. Нельзя сосредоточивать разных обитателей в одном месте: детям трудно в таких условиях наблюдать и ухаживать за животными, выделять при необходимости кого-то одного из массы других.

 Комнатные растения не только представляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. Они оздоровляют микроклимат помещения, в котором находятся дети: увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.

Для ухода за растениями и животными уголка природы требуется инвентарь:

лейки, щеточки, тазы, тряпочки, палочки для рыхления земли и ухода за растениями;

тазы, тряпочки, щетки-сметки, совки, мисочки для ухода за животными.

  Он находится в уголке для дежурных. Инвентарь для ухода за аквариумом следует поместить в столике-шкафчике, здесь же можно хранить банки с кормом, плотно закрытые крышками. Все рабочие инструменты должны иметь свое место, лежать на полках в определенном порядке.

  Воспитателю следует приучать детей по окончании работы вымыть все, чем они пользовались, налить в лейки воду и убрать оборудование на место; затем проверить, все ли сделано так, как надо. Это важно учитывать при оценке труда дошкольников, формируя таким образом навыки культуры труда.

  Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных, воспитатель должен, прежде всего, сам показать пример. При уходе за обитателями уголка помнить, что его отношение и действия являются образцом, которому подражают дети. Кроме того, нужно хорошо знать биологические особенности рекомендованных для детского сада растений и животных, иначе нельзя научить ребят правильным приемам ухода за ними.

Источник:

1.Учебная программа дошкольного образования, Минск, Национальный институт образования, 2019г.

свернуть

Консультация для воспитателей дошкольного образования "Методика заучивания стихотворений"

01.12.2021

  Методика заучивания стихотворений

Занятия по заучиванию стихотворений имеют в своей структуре много общего с занятиями по пересказу: чтение; чтение с установкой на запоминание; беседа, помогающая понять стихотворение в целом и отдельные трудные места; чтение воспитателя; чтение детей.

Целесообразно вначале охарактеризовать детям стихотворение, а затем прочесть его так, чтобы каждый проникся его настроением.

При заучивании стихотворения чрезвычайно важную роль играет беседа по его содержанию. Она должна помочь ребенку осмыслить и запомнить последовательность событий, их взаимосвязь, ускользающую, как правило, от внимания детей («Гуленьки варят кашу. Так вот почему им потребовалось зажечь огонек!» - потешка «Гуленьки»); красоту и своеобразие поэтического языка («Если сильно помахать красным флажком, то и впрямь получится как в стихотворении: «Мой флажок, как огонек, светится, играя»- Е. Благинина «Флажок»).

Но в беседе должна отрабатываться и осознанная выразительность чтения. Пояснения педагога, как следует читать те или иные строчки и почему, необходимо сочетать с упражнениями детей в их чтении.

Анализ стихотворения в сочетании с упражнениями на запоминание и выразительное чтение тех или иных отрывков занимает много времени. Но именно эта работа позволяет повысить умственную и речевую активность детей.

Завершает разбор чтение воспитателя. При этом полезно обратить внимание детей на то,  как прозвучат в его исполнении те или иные строчки, уже читавшиеся детьми. Например: «Мне хочется прочесть веселое стихотворение «Где мой пальчик» еще раз. Обратите внимание, как я испугаюсь, не обнаружив пальца, как обрадуюсь, когда он найдется, как негромко поздороваюсь с ним и спрошу, как он живет».

На этом же занятии во время самостоятельного чтения, дети часто утрачивают интонации, найденные при его анализе и удавшиеся им при чтении отрывков. Это закономерно, ибо ребенок вынужден одновременно решать несколько задач: вспомнить, что за чем следует; произносить слова, не искажая и не заменяя их; читать выразительно. И пока он не запомнит текст, выразительность чтения будет страдать. Поэтому и предусмотрена возможность повторять стихотворение на последующих занятиях  и вне их, отрабатывая выразительность чтения.

Читая стихотворение наизусть, ребенок нуждается в помощи воспитателя. Подсказывать в этом случае лишь тихо, так, чтобы было слышно только рассказчику. Тогда для слушателей чтение будет относительно плавным.

Не следует требовать от ребенка громкого. Торжественного чтения. Пусть он читает не напрягаясь, не форсируя голос там, где в этом нет необходимости, с естественными интонациями.

Остальная часть занятия посвящается самостоятельному чтению детей. Чтобы дети не утомлялись, педагогу необходимо использовать различные приемы, например ответы в форме подарков (читая наизусть, ребенок заменяет имя, которое стоит в тексте, именем своего товарища – как бы дарит ему стихотворение и одновременно вызывает его читать после себя) или эстафетное чтение (закончивший читать передает тому, кому захочет, какой -либо предмет: елочку, флажок и т.п. Тем самым, он вызывает его для ответа).Можно так же провести игру-драматизацию.

Занятие по заучиванию стихотворения заканчивается чтением воспитателя. Полезно разрешать детям читать вместе с педагогом, вслух - в младших группах, шепотов- в средних и старших группах. Такое чтение учит четко произносить слова, не пользуясь голосом, т.е. воспитывает навык, необходимый ребенку в дальнейшем и являющийся показателем сформированности звуковой культуры речи.

Источники:

1.Учебная программа дошкольного образования, Минск, Национальный институт образования, 2019г.

2.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.: пособие для воспитателей дет.сада.-2 издание испр и доп.-М. / Просвещение, 1983. — 144 с.,ил.

свернуть

Рекомендуемые произведения белорусской художественной литературы и фольклора в соответствие в Учебной программой дошкольного образования

01.12.2021

Рекомендуемые произведения белорусской художественной литературы и фольклора в соответствие в Учебной программой дошкольного образования

 

Первая младшая группа

Белорусские народные песенки и потешки. "Сонейка-сонца", "Мышка, мышка, дзе была?", "Гого-гого, гусачок", "Верабейчык", "Белабока-сарока", "Трах-бах-тарабах", "Божая кароўка", "Чэ-чэ, чэ-чэ, сарока", "Люлi-люлi, люляшу", "Ай, люлi-люлi-люлечкi", "Iшла каза", "Люлi-люлi-маленькi", "Ходзiць певень па капусце", "Люляю-люляю", "А ты, коцiнька-каток", "Апсiк, апсiк, каточак", "Кую, кую ножку", "Гушкi, гушкi, гушкi", "Сарока-варона", "Чыкi-чыкi, сарока", "А ты, каток шэры", "Люлi-люлi-люлечкi", "Люлi-люлi-люлi", "Кукарэку, певунок", "Не хадзi, коцiк", "У куце сядзiць мядзведзь", "Ладкi-ладком", "Ладу, ладу, ладкi", "Баю-баiнку, баю", "А курачка-рабушачка", "Сядзiць мядзведзь на калодзе", "Бычок", "Iграў я на дудцы", "Сядзiць сыч на капе", "Вожык", "Iдзi, iдзi, дожджык", "Горкай, горкай, горачкай".

Вторая младшая группа

Белорусские народные песенки и потешки. "Iграў я на дудцы", "Ой, бычок, мой бысенька", "Кукарэку, певунок", "Вожык", "Ягорачка", "Кую, кую ножку", "Ласачка".

Белорусские народные сказки. "Курачка-Рабка", "Былiнка i верабей", "Зайкава хатка", "Каза-манюка", "Пчала i муха", "Муха-пяюха", "Коцiк, пеўнiк i лiсiца".

Произведения белорусских поэтов. Т.Кляшторная. "Ветлiвыя словы", "Шпак", "Дожджык", "Паўцякалi цацкi", "Не сквапная"; В.Рабкевiч. "Едзе восень"; С.Сокалаў-Воюш. "Блакiт нябёс", "Алоўкi", "Елка"; А.Дзеружынскi. "Пралеска"; А.Прохараў. "За адвагу"; Я.Колас. "Сонца грэе, прыпякае", "Храбры певень"; Я.Купала. "Лiстапад"; Я.Журба. "Першыя сняжынкi", "Дзед Мароз"; З.Бядуля. "Мае забавы"; М.Хведаровiч. "Свецiць, як сонца, ад самай калыскi"; Л.Пранчак. "Завiруха"; Э.Агняцвет. "Маме"; А.Бадак. "Мышка", "Беларусачка"; С.Грахоўскi. "Сонечная сцежка"; А.Грачанiкаў. "Сон"; Л.Рашкоўскi. "Я хачу салдатам стаць"; К.Цвiрка. "Коцiкi"; В.Лукша. "Вясёлка"; Я.Жабко. "Залаты праменьчык".

Произведения белорусских писателей. У.Юрэвiч. "Бярозчыны валёнкi"; А.Кобец-Фiлiмонава. "Сем мастакоў"; Я.Брыль. "Жыў-быў вожык".

Средняя группа

Белорусские народные песенки и потешки. "Iграў я на дудцы", "Ой, бычок, мой бысенька", "Кукарэку, певунок", "Вожык", "Ягорачка", "Кую, кую ножку", "Ласачка".

Белорусские народные сказки. "Курачка-Рабка", "Былiнка i верабей", "Зайкава хатка", "Каза-манюка", "Пчала i муха", "Муха-пяюха", "Коцiк, пеўнiк i лiсiца", "Пшанiчны каласок", "Пiлiпка-сынок", "Сынок-з-кулачок", "Каток - Залаты лабок", "Як курачка пеўнiка ратавала".

Произведения белорусских поэтов. Т.Кляшторная. "Ветлiвыя словы", "Шпак", "Дожджык", "Паўцякалi цацкi", "Не сквапная", "Сукенка раскажа"; В.Вiтка. "Пiла"; В.Рабкевiч. "Едзе восень"; С.Сокалаў-Воюш. "Блакiт нябёс", "Возера лясное", "Замак", "Змей", "Алоўкi", "Елка", "Навагодняя песня"; А.Лойка. "Кураняты"; Г.Iванова. "Я будую дом з пяску"; А.Дзеружынскi. "Пралеска", "Бусел i хлопчык"; А.Прохараў. "За адвагу", "Мурашыная святлiца"; I.Муравейка. "Адмарозiў лапкi", "Шалтай-Балтай"; С.Новiк-Пяюн. "Верабейчыкi", "Над калыскай"; В.Лукша. "Вясёлка"; Я.Купала. "Лiстапад"; Я.Журба. "Першыя сняжынкi", "Дзед Мароз", "Восень", "Коцiк", "Вавёрка", "Пчолка"; З.Бядуля. "Мае забавы"; М.Хведаровiч. "Свецiць, як сонца, ад самай калыскi"; Л.Пранчак. "Завiруха"; Э.Агняцвет. "Зямля з блакiтнымi вачамi", "Маме"; А.Бадак. "Мышка", "Беларусачка", "Зайчаняткi"; Д.Бiчэль-Загнетава. "Радзiма"; С.Грахоўскi. "Сонечная сцежка", "Наш май", "Сунiчкi"; Л.Рашкоўскi. "Я хачу салдатам стаць"; Л.Дайнека. "У вясновым лесе"; А.Грачанiкаў. "Сон"; Я.Колас. "На рэчцы зiмой", "Дзед госць", "Зiма", "Песня аб вясне", "Сонца грэе, прыпякае", "Храбры певень"; У.Дубоўка. "Пра дзеда i ўнука"; В.Жуковiч. "Калядная вячэра"; П.Прыходзька. "Сiненькiя вочы"; М.Танк. "Галiнка i верабей", "Ехаў казачнiк Бай"; А.Русак. "Мой край"; А.Ставер. "Як зроблены цацкi?"; Н.Тулупава. "Сыражуйкi"; Р.Барадулiн. "Ната маму любiць надта", "Ай! Не буду! Не хачу!"; Ю.Свiрка. "Сёння ў нашай мамы свята", "Бабулiны казкi"; Л.Дранько-Майсюк. "Пра добрую мышку i мудрую кошку"; В.Iпатава. "Янка-запытанка"; С.Шушкевiч. "Пайшоў коўзацца каток", "Цяжка жабцы жыць без хаткi", "Нашы сябры"; А.Якiмовiч. "Звяры нашых лясоў"; А.Бялевiч. "У лесе"; Э.Валасевiч. "Сама"; В.Вярба. "Матулiны рукi".

Произведения белорусских писателей. I.Бурсаў. "Страшная казка пра страшнага звера"; В.Хомчанка. "Яблык", "Яшава рукавiчка"; У.Юрэвiч. "Пацалунак асвы", "Бярозчыны валёнкi"; В.Вiтка. "Натальчына сямейка"; А.Кобец-Фiлiмонава. "Сем мастакоў"; Я.Брыль. "Жыў-быў вожык"; Б.Сачанка. "Насцечка"; I.Шуцько. "Смелая ўнучка".

Старшая группа

Белорусские народные сказки. "Пра быка i яго сяброў", "Жаронцы", "Лёгкi хлеб", "Не сiлай, а розумам", "Лiсiца-хiтрыца", "Як кот звяроў напалохаў", "Селянiн, мядзведзь i лiсiца", "Верабей i мыш", "Кот Максiм", "Гарошак".

Произведения белорусских поэтов. Э.Агняцвет. "Саўка за сталом", "Зямля з блакiтнымi вачамi", "Хто пачынае дзень?"; М.Багдановiч. "Зiмой"; Д.Бiчэль-Загнетава. "Белая Русь"; Р.Барадулiн. "Загадкi на градках", "Жарт"; А.Вольскi. "Дзецi", "Радзiма"; В.Вярба. "Пралеска"; В.Вiтка. "Жаўна", "Бусел", "Вавёрчына гора"; С.Грахоўскi. "Сонечная сцежка"; А.Грачанiкаў. "Развiтанне"; У.Дубоўка. "Як сiнячок да сонца лётаў"; Н.Игнатенко. "История про Варю и Дубовенка", "Сказка про Тимку и Кузьку"; В.Iпатава. "Як ён завецца?"; А.Мiнкiн. "Агнявiк"; I.Муравейка. "Акраец хлеба"; С.Новiк-Пяюн. "Ночка", "Пурга"; Я.Колас. "Першы гром", "Вясна" (урывак), "Ранiца вясною", "Канец лета", "На лузе", "Адлёт жураўлёў"; Я.Купала. "Хлопчык i лётчык", "Бай"; С.Шушкевiч. "Нашы сябры", "Пракалоў камарык ножку"; М.Хведаровiч. "Дарагое iмя"; М.Танк. "Жук i слiмак", "Хлеб"; П.Панчанка. "Месяцы года"; К.Цвiрка. "Коцiкi"; Н.Галiноўская. "Будзь уважлiвы, пешаход"; В.Жуковiч. "Незаменнае"; Я.Жабко. "Бабулiна крынiчка".

Произведения белорусских писателей. Цётка. "Журавель i чапля"; З.Бядуля. "Скарб"; В.Вiтка. "Страшная казка"; У.Галубок. "Гонар"; В.Хомчанка. "Бiлеты ў цырк"; А.Дудараў. "Сiнявочка"; А.Кобец-Фiлiмонава. "Дзiвосны лядзяш"; К.Калiна. "Зiмовы дуб", "Кампот", "Сакавiк i яго сёстры", "Красавiк", "Лiпень", "Жнiвень", "Верасень", "Кастрычнiк"; М.Гамолка. "Васiлёва бярозка"; У.Ягоўдзiк. "Бусел", "Вожык", "Заяц".

свернуть