Экономическое воспитание
интерактивная игра "ШКОЛА ЭКОНОМИКИ"
30.12.2022интерактивная игра "ИГРАЕМ В ЭКОНОМИКУ"
30.12.2022информация с официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь Детям о налогах"
18.10.2022Как научить ребенка правильно относиться к деньгам
29.03.2022Практические советы для родителей по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста
22.03.2022Краткий словарь экономических терминов для детей старшего дошкольного возраста
31.03.2022АВАНС — деньги (часть заработной платы), которые выплачивают до окончания всей работы.
БАНК — организация, которая имеет право принимать деньги на хранение и давать их в долг.
БАНКИР — управляющий или владелец банка.
БЕДНЫЕ — люди, которые имеют очень низкие доходы и поэтому не могут удовлетворить необходимые потребности, и у которых нет накоплений.
БЕЗРАБОТНЫЙ — человек, который не работает или потерял работу.
БЕРЕЖЛИВЫЙ — человек, который бережно относится ко всему, что его окружает.
БОГАТЫЕ — люди, у которых большие доходы и есть накопления.
ВАЛЮТА — деньги других стран.
ДЕНЕЖНАЯ КУПЮРА — бумажные деньги с обозначенной на них стоимостью.
ДЕНЬГИ — это бумажные или металлические знаки как средство покупки товаров или оплаты услуг.
ДЕШЕВЫЙ — имеющий низкую цену, недорогой.
ДОЛГ — вещи, ценные бумаги или деньги, взятые на время с обещанием (обязательством) вернуть в определенный срок.
ДОЛЛАР — денежная единица в США, Канаде, Австралии и некоторых других государствах.
ДОРОГОЙ — имеющий высокую цену.
ДОХОД — деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или государство в результате какой-либо деятельности.
ЕВРО — денежная единица Франции, Германии, Австрии, Бельгии и других европейских стран (стран, входящих в Европейский Союз).
ЗАРПЛАТА (заработная плата) — деньги, получаемые за работу.
МЕНЕДЖЕР — человек, который помогает управлять производством, организует его.
МОНЕТА — металлический денежный знак.
НАКОПЛЕНИЯ — деньги, которые откладывают или хранят в банке.
ПЕНСИЯ — деньги, выплачиваемые тем, кто проработал много лет и достиг определенного возраста.
ПОСОБИЕ — денежная помощь государства тем людям, которые не могут самостоятельно зарабатывать для того, чтобы удовлетворить жизненно важные потребности.
ПОТРЕБНОСТЬ — то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ — количество и качество предлагаемых товаров и услуг.
ПРЕМИЯ — деньги, получаемые в добавление к заработной плате за особые успехи в работе.
РАСХОД — деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары.
РЕКЛАМА — информация (сообщение) о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю — сделать нужную покупку.
РЕКЛАМНЫЙ АГЕНТ — человек, который распространяет сведения о достоинствах товаров и услуг с целью продажи.
СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ — распределение доходов и расходов в семье.
СПОНСОР — человек (или предприятие), который помогает деньгами отдельным людям или группам людей в осуществлении какого- либо мероприятия и не требует возврата своих денег.
СПРОС — показывает, сколько людей хотят приобрести товар.
СТИПЕНДИЯ — денежная поддержка государства тех, кто хорошо учится.
ТОВАР — изделие, вещь, которые продаются, покупаются или обмениваются.
ТРАНЖИРА — тот, кто тратит деньги (материалы, время) попусту.
УСЛУГА — деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ — тот, кто умеет правильно вести домашнее хозяйство.
ЦЕНА — денежное выражение стоимости товара или услуги.
ЭКОНОМНЫЙ — человек, который с наименьшими затратами сил, средств и времени добивается лучших результатов.
Источник: https://vscolu.ru/ekonomicheskoe-vospitanie/ekonomicheskij-slovarik-dlya-detej.html
«Сказка как средство экономического воспитания»
31.03.2022Экономическое образование (в широком смысле) рассматривается как процесс и результат формирования экономических знаний и умений, качеств личности, мышления и экономического поведения, присущих современному работнику, который опирается в своей деятельности на личностные и общественные интересы для повышения эффективности своей деятельности, а также распределение, обмен и употребление материальных ценностей. Система образования, не обеспечивающая преподавания основ экономических знаний, не выполняет своей основной задачи: не готовит дошкольников к принятию правильных решений в жизненно важных ситуациях.
Образованием обеспечивается: становление человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование картины мира, соответствующей современному уровню знаний.
Учебная программа дошкольного образования ориентирует педагогов на формирование у воспитанников элементарных представлений об экономике (Назовите образовательную область и раздел «Ребенок и общество», основы экономической культуры). Необходимо не только дать подрастающему поколению знания, но и сформировать у них интерес к экономической стороне действительности, научить мыслить экономическими категориями. Лишь при определенном уровне образованности и воспитания человек сможет эффективно выполнять свои функции. Происходящие в обществе изменения требуют создания новых ценностных ориентиров. При этом уровень экономического воспитания может служить одним из показателей социального прогресса общества.
Экономическое образование включает в себя две части: экономическое воспитание и экономическое обучение – и выполняет следующие функции:
образовательную – ознакомление с элементарными экономическими знаниями, терминами и понятиями;
развивающую – содействие формированию разумных потребностей, желанию соотносить личные запросы с возможностями семьи;
воспитательную – формирование аккуратности, бережливости, ответственности, предприимчивости и т.д.
Все это направлено на достижение единой цели – становление основ ценностных ориентиров на ступени дошкольного возраста.
Экономическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эта потребность общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок уже с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.
Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Эффективность экономического воспитания во многом определяется тем, какая нравственная основа закладывается в личности ребенка. В процессе экономического воспитания, наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств личности дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.
Проанализировав методическую литературу по проблеме формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста можно сделать вывод, что видные представители классической педагогики прошлого уделяли значительное внимание роли экономического образования.
В трудах Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоции имеются рекомендации по воспитанию детей, которые имеют самое непосредственное значение к экономическому воспитанию: обучение ремеслу с детских лет, умение трудится, овладение практическими навыками.
В педагогической системе А.С. Макаренко вопросы экономического воспитания занимали одно из ведущих мест: «Из каждого ребенка должен вырасти не только хороший, честный человек, но и хороший, честный хозяин».
В.А. Сухомлинский в своих работах писал, как важно с детства формировать у подрастающего поколения правильное отношение к миру ценностей «… возьмите ли вы игры, возьмите ли вы рисунки, возьмите ли вы труд – везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка».
Л. С. Выгоцкий именно он утверждал, что начало развитие творческих способностей детей приходится на дошкольный возраст.
Эффективным средством в формировании экономических представлений и развития творческой индивидуальности является художественная литература, где экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. В своей работе педагогу необходимо опираться на методы и приемы, которые направлены на развитие творческой индивидуальности. Приоритетным является познавательное и личностное развитие ребенка, способствующее самореализации личности, проявлению своего «Я».
Вся работа должна быть построена на принципе беспрерывности и дифференциации экономического образования, который предусматривает постоянное перемещение от простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, отличия в семейном воспитании, национальной традиции и интересов общества.
Необходимо выстроить определенную систему. Она должна быть последовательной и систематичной.
1 этап – подбор литературных произведений, наглядного материала.
(Народные сказки, аккумулировавшие вековой экономический опыт народа могут быть использованы для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость и д.р.)
2 этап – знакомство детей с литературными произведениями.
Основная задача – вызвать у детей интерес к литературному произведению, эмоциональное отношение к героям, подвести к пониманию содержания произведения.
(Во время работы с произведением необходимо обращать внимание детей на такие качества героев, как смекалка, верность данному слову, способность вести переговоры, настойчивость в достижении цели. Включение детей в драматизацию произведения и поведенческий репертуар героев позволит им познать экономическую картину мира и раскрыть новую сферу социальной жизни людей.
Необходимо особое место отводить вопросам, которые взрослый задает ребенку. Переходя от общего к частному, например, что вы можете сказать о герое? Какие экономические качества присущи данному герою? Одобряете ли вы его поступок? Хотели бы вы им помочь? Что бы вы сделали? Такая постановка вопросов дает ребенку возможность выразить свои мысли, то есть идти «от детей».
Упражнения на сравнение, сопоставление, нахождение в разных героев схожих черт, упражнения на подбор слов – признаков, слов – действий помогут усвоить экономические категории, развить нестандартное мышление при решении проблемных экономических ситуаций.
Использование различных видов театра при знакомстве с литературным произведением является необходимым условием поддержания интереса детей.)
3 этап – формирование у детей умения высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций и как результат - сочинение новых произведений на основе знакомых с экономическим содержанием.
В работе целесообразно использовать прием «вхождения». Например: «Представьте себе, что мы с вами пришли на рынок (очутились в сказке «Как мужик овцу купил?», Что вы видите на рынке?»)
При подготовке театральной постановки предложить детям выполнить игровое имитационное действие: прошагать как старик, пробежать как Колобок – невербальный способ с помощью мимики и жестов.
4 этап – творческое применение экономических знаний и средств в театральной и самостоятельной деятельности детей.
Совместно с детьми целесообразно изготавливать декорации, костюмы, рекламы – афиши, билеты.
Результатом проделанной работы является театрализованное представление, в процессе которого у детей формируется экономическая компетентность, первоначальные экономические знания и умения, предпосылки экономического мышления, личностные качества и эмоциональное развитие детей. И неважно, ребенок играл роль или находился в зрительном зале.
Механизм формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста представляют собой единство формирования знаний, представлений, чувств и привычек поведения. Знания о том, почему следует беречь, экономить природные ресурсы, результаты труда людей, игрушки, книги, дети успешнее всего осваивают в игре и различных видах продуктивной деятельности (трудовой, изобразительной), когда действуют с необходимыми материалами.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности начинается в семье. Под чутким руководством родителей они могут самостоятельно оценить происходящее, если будут инициативны, независимы, предприимчивы, разумеется, в рамках своего возраста. Это не значит, что каждый ребенок в будущем должен стать экономистом или бизнесменом. Напротив, он должен развивать свои индивидуальные творческие способности. Но для того чтобы эти способности в полной мере реализовать, ребенок должен ориентироваться в окружающей жизни. А без знаний экономики сделать это очень трудно. Экономические знания также необходимы нашим детям, как элементарные знания гигиены, правил поведения в обществе и правил дорожного поведения, также важны, как знания родной речи и математики.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» - писал известный писатель Джанни Родари: – «она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется на многие годы. Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
У сказок множество функций:
сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
пробуждает фантазию, творческую активность;
способствует пониманию внутреннего мира людей;
знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;
помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.
Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;
сказки, отражающие труд людей;
сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства;
сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство;
сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
Сказки отражающие труд людей:
«Терем – теремок»
«Хаврошечка»
«Морозко»
«Мужик и медведь»
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
К.И. Чуковский «Федорино горе»
Сказки о потребностях и возможностях:
Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
К.И. Чуковский «Телефон»
Сказки о труде:
Народные сказки: «Терем-теремок»
К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
К.И. Чуковский «Федорино горе»
Сказки о бартере:
Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Сказки о деньгах:
К.И. Чуковский «Муха – цокотуха»
Г.Х. Андерсен «Огниво»
Сказки о рекламе:
Народные сказки «Лиса и козёл»
Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»
Ш. Перро «Кот в сапогах»
С. Михайлов «Как старик корову продавал»
Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже:
Народные сказки «Мальчик - с - пальчик», «Чудесная рубашка»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.
Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т.к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.
В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.
Невозможна работа с художественной литературой, в общем, и в частности со сказкой, без участия родителей.
Родители в основном, теоретически признают необходимость знакомства со сказкой, а практически редко содействуют приобщению детей к художественной литературе, ограничиваясь включенным телевизором.
Вместе с тем, до настоящего времени отсутствуют научно – обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.
Задачей родителей является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно – экономического опыта дошкольников.
В заключении еще раз следует отметить, что период дошкольного детства является сензитивным для становления личности ребенка.
Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания.
Сделать процесс экономического воспитания интересным и доступным поможет сказка.
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
25.03.2022Экономика – это особый мир со своими законами и проблемами. Он сложен, интересен и загадочен, а главное – открыт для всех. Быть вне экономики невозможно. Древние греки экономикой называли искусство ведения домашнего хозяйства.
Ввести ребенка дошкольного возраста в мир экономики необходимо. Детей интересуют очень многие вопросы экономического характера. И чем чаще дети соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Самыми распространенными среди них являются: потребность – возможность, товар – цена, работа – заработанная плата, банк – валюта. Самыми «непонятными» – всё ли можно купить за папину зарплату, почему мама не может купить понравившуюся игрушку, почему дома нет денег.
Очень часто в речи детей можно слышать слова: реклама, валюта, обмен, бизнесмен, рынок и другие, смысл которых дети не понимают и поэтому употребляют не по назначению. Экономическая любознательность детей закономерна, ведь экономические отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности людей и прежде всего быт семьи, где ребенок на каждом шагу сталкивается с экономическими проблемами, обсуждаемыми членами его семьи. Вместе с родителями он ходит в магазин, а иногда и сам делает покупки, приобретая, тем самым, определенный экономический опыт.
Задача педагогов и родителей – помочь ребенку дошкольного возраста адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.
Механизм формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой единство формирования нравственно-экономических представлений, чувств и привычек поведения. Грамотно организованная работа по экономическому воспитанию поможет ребенку развить свои способности и пополнить представления о жизнедеятельности современного общества. В качестве предпосылок экономического воспитания можно выделить ранее полученные представления из области экономики, любознательность и живой интерес, наличие кругозора, высокий уровень понятийного мышления, готовность ребенка к овладению экономическими представлениями. Причем последние должны быть доступны детям и отвечать их интересам и уровню мышления, качествам личности, необходимым в той или иной экономической деятельности и проявляющих себя в игровой и трудовой деятельности воспитанников.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с экономикой позволяет решать следующие задачи:
-
развивать интерес к познанию экономической картины мира,
потребность узнавать новое;
-
формировать экономический кругозор (компетентность), первоначальные представления и умения, предпосылки экономического мышления;
-
помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире, накопить первичный опыт в экономических отношениях;
-
воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);
-
развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить;
-
формировать умения ценить и понимать окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему уважительно.
Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста осуществляется на определенном программном содержании.
При ознакомлении с деньгами дети узнают, что деньги бывают разными: бумажными (купюры) и металлическими (монеты); что деньги имеют достоинство; узнают, какие деньги имеют хождение на территории нашей страны; что такое валюта. Детям дают понять, что деньги в первую очередь являются средством покупки, платежа; они нужны для удовлетворения потребностей, желаний и нужд человека в условиях рыночных отношений. Кроме того, детям необходимо хорошо усвоить, что деньги зарабатывают взрослые, получают их за свой труд и что очень важно разумно распоряжаться деньгами, делать сбережения.
Дети узнают, что заработная плата родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендии старших братьев и сестер, пособия, которые выплачивает государство семьям, являются доходами семьи. А все то, на что семья тратит деньги – это ее расходы. Доходы и расходы в совокупности составляют бюджет семьи. Есть люди богатые и бедные, но тем и другим нужно быть бережливыми.
У детей дошкольного возраста формируются представления о товарноденежных отношениях, о том, что товар является результатом труда взрослых. Закрепляются представления о местах приобретения разных товаров; о том, что он имеет свою цену, что стоимость товара зависит от его качества, от вложенного в него труда, от спроса и предложения; о том, что оплачивают не только товары (предметы и вещи), но и услуги. Педагог делает акцент на то, что не все можно купить за деньги; здоровье, дружба и любовь не продаются, а они очень важны для любого человека.
Изучая потребности человека, дети получают представления о том, что он как живое существо, подобно животным и растениям, нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище. Без них невозможно или очень трудно существовать в течение длительного времени. Человек удовлетворяет эти первейшие жизненные потребности как из естественных, природных источников, так и с помощью экономики, хозяйства.
Экономические потребности удовлетворяются купленными товарами или оплаченными услугами производителей. Детей знакомят с многообразием потребностей, их зависимостью от возраста и пола человека, его профессии. Акцент делается на необходимости проявления разумных потребностей.
Одна из наиболее сильных человеческих потребностей – это потребность в общении, в друзьях, в развитии своих возможностей и способностей, поэтому человеку необходимо образование, творческое и физическое развитие.
Следует обсудить с детьми вопросы о том, что надо делать, когда они голодны или хотят пить, когда необходимо одеться и умыться, когда хочется играть, рисовать, лепить, послушать сказку, когда нужна помощь, забота, сочувствие и т.д.; поговорить о том, кто может оказать те или иные услуги, проявить заботу, посочувствовать.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста нужно расширять их представления о разнообразии природных и капитальных ресурсов, об их использовании человеком, о способах удовлетворения потребностей. Важно научить детей ценить и понимать окружающий мир предметов как результат труда людей, воспитывать привычку беречь природные богатства - воду, тепло, электроэнергию. Обогащая представления о разнообразии и в то же время ограниченности природных ресурсов своего края, педагог должен подчеркнуть зависимость человека от природы, характера взаимодействия с ней, необходимость рационального и нравственно-экономического использования природных богатств.
Следует обсудить с детьми вопрос о том, откуда берутся продукты питания (из природы – лес, море, поле), кто производит товары, какие капитальные и финансовые ресурсы необходимы для их производства. Особое внимание обращается на необходимость бережного отношения ко всем ресурсам.
Осуществляя знакомство детей с рекламой, педагог помнит, что это определенная информация, которая подается в оригинальной форме и кроме фактов несет в себе определенный эмоциональный настрой. Хорошей рекламе свойственны краткость, образность, привлекательность для зрителя. Детей дошкольного возраста привлекает яркая динамичная картинка, а рифмованные слоганы они хорошо запоминают. Рекламу можно использовать в образовательных целях: формировать представление о ее значении; о профессиях людей, связанных с созданием и распространением рекламы; воспитывать правильное, осознанное отношение к рекламе; привлекать воспитанников к созданию собственной рекламы.
В ходе экономического воспитания следует знакомить детей дошкольного возраста с профессиями – традиционными и новыми, значимостью различных видов труда для человека. Нужно донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, необходимы все. Неважно, кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям.
Необходимо формировать у детей представления о полезных навыках и привычках в быту, о важности бережного отношения к вещам, воде, теплу, электричеству; о значимости таких качеств человека, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью. У детей должно быть сформировано представление о возможности извлекать пользу даже из старых и ненужных вещей.
Специально организованное обучение
Содержание образования сегодня ориентировано не только на формирование определённых представлений, развитие умений, но и на усвоение ребёнком способов познания, саморазвития, ориентацию в окружающем мире. Процесс формирования элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным, если:
-
будет выбран системно-деятельностный подход в работе по формированию экономических представлений;
-
образовательный процесс будет строиться на единстве целей, содержания, форм и методов обучения;
-
будет создана экономическая предметно-пространственная развивающая среда;
-
будет разработана и внедрена технология обучения детей элементарным экономическим представлениям, включающая эмоциональномотивационный, когнитивный, деятельностно-игровой подход.
Занятия по формированию основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста расширяют экономический кругозор, вызывают интерес к экономическим явлениям, расширяют понятийный словарь, воспитывают трудолюбие, бережливость, экономность. Специально организованное обучение, в основе которого находится содержание с элементами экономических представлений, целесообразно проводить в форме занятий-путешествий, занятий-викторин, занятий-игр, занятий-сказок, занятийэкскурсий, занятий-развлечений, занятий-конкурсов, занятий-соревнований. Усвоение ребёнком представлений наилучшим образом происходит при соблюдении принципа системности, комплексности (взаимодополняемости), постепенности и систематичности в усвоении, индивидуализации темпа работы, повторности (цикличности повторения).
Чтение художественной литературы
Значительное место при ознакомлении детей дошкольного возраста с экономикой отводится сказкам, которые используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др. и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («деньги», «труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).
Сказки, которые могут использоваться в работе с детьми с целью их экономического воспитания:
«Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого;
«Трое из Простоквашино» и «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского;
«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина; «Федорино горе» К.И. Чуковского; русские народные сказки «Теремок», «Лиса и волк», венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка» и др.
Народная сказка воспитывает у детей такие «экономические» качества личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность. На основе известных сказок составляются проблемные ситуации, решение которых способствует развитию у ребёнка логики, творчества, самостоятельности мышления. Сказка обладает социальным, нравственно-педагогическим, обучающим потенциалом, создаёт богатые возможности для развития творческого воображения, познавательной активности ребёнка. Она превращает слушателя из объекта в субъект взаимодействия.
Авторская сказка, содержанием которой является познавательный материал (экономическая, экологическая сказка), придуманная педагогом или детьми, имеет свою специфику. Она не только развивает личность, творческую сущность ребёнка, акцентирует внимание на необходимых представлениях, но является одним из путей познания действительности. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивы, можно более успешно развивать творческий, интеллектуальный потенциал детей дошкольного возраста.