Образовательные технологии

Образовательные технологии

01.12.2021

Образовательные технологии

Приоритетными направлениями  деятельности учреждений  системы дошкольного образования обозначены направления совершенствования  качества образовательного процесса посредством внедрения в педагогическую практику учреждений дошкольного образования современных образовательных технологий, что предполагает использование  новых методов, форм, средств, технологии, использующихся  в педагогической практике, ориентированных на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Эта целостная система (создания, применения и определения всего образовательного процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия) ставит своей задачей оптимизацию форм образования, т.е. вывод образования на более качественный уровень.

Педагоги нашего дошкольного учреждения  при организации образовательного процесса используют  современные технологии дошкольного образования, рекомендуемые Министерством образования РБ: 

  • Глазырина Р.Д. «Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии»
  • Шебеко Н.В. «Педагогическая технология развития творчества дошкольников к двигательной деятельности»
  • Старжинская Н.С. «Технология процесса речевого и лингвистического развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»
  • Петрикевич А.А. «Технология процесса воспитания гуманного отношения к природе»
  • Стреха Е.А. «Технология использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников»
  • Дубинина Д.Н. «Теория процесса художественно-речевого развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»
  • Горбатова Е.В. «Технология формирования графических умений у детей 5-7 лет»
  • Ходонович Л.С. «Теория процесса музыкально-творческого развития дошкольников»
  • Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. «Теория формирования музыкально-эстетической культуры старших дошкольников средствами белорусского музыкального фольклора»
  • Житко И.В. «Теория алгоритмизации процесса математического развития дошкольников».

Помимо отечественных технологий   в образовательном процессе успешно используются современные технологии:

  • Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у дошкольников интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических). Уникальность использования технологии в детском саду в том, что она позволяет развивать у детей не только личностные, интеллектуальные, физические качества, но и способности разрешения проблем в самостоятельной и совместной деятельности детей.

Цель метода проектов - направить познавательную деятельность воспитанников на определенный  и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.

Данная методика оригинальна, интересна, результативна и дает возможность способствовать развитию одаренности ребенка. Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых этапах. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска информации.

Это технологии использования специальных способов, программных и технических средств (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование во время образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

свернуть

Физкультурно-оздоровительные технологии

01.12.2021

Физкультурно-оздоровительные технологии

 

К используемым в практике УДО физкультурно-оздоровительным технологиям относятся технологии:

  • Глазыриной Р.Д. «Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии»;
  • Боковец Ю.В. «Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста».

В работе с детьми физкультурно-оздоровительные технологии используются при проведении: 

  • закаливания;
  • дыхательной гимнастики;
  • гимнастики для глаз;
  • пальчиковой гимнастики;
  • точечного массажа и самомассажа;
  • упражнений по профилактике плоскостопия и формирования правильной осанки;
  • физкультминуток;
  • релаксаций;
  • динамических пауз;
  • физкультурных занятий;
  • занятий на тренажёрах;
  • подвижных игр и элементов спортивных игр и др.
свернуть

Игровые технологии

01.12.2021

Игровые технологии

 

Задачи:

  1. Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-педагог» для обеспечения душевного благополучия.
  2. Преодоление трудностей в других видах жизнедеятельности.
  3. Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия.
  4. Социализация ребёнка – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
  5. Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.

Игровая технология строится как целостный образовательный процесс, объединённый общим содержанием, сюжетом, персонажем и содержит чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда и разные группы и типы игр. Технологии белорусских авторов относятся к разряду игровых.

свернуть

Метод наглядного моделирование

01.12.2021

 

  • Метод наглядного моделирования, в основе которого лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать геометрические фигуры, схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы.

Наглядное  моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного  моделирования  помогает  ребенку  зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

свернуть

Информационно-коммуникационные технологии

01.12.2021

Это технологии использования специальных способов, программных и технических средств (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией. Использование ИКТ в образовательном процессе предполагает:

  1. использование глобальной сети Интернет– это позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным; 2.  использование развивающих компьютерных программ – это позволяет увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение; 3.  использование мультимедийных презентаций - это позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразования. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование во время образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности

свернуть

Детская исследовательская деятельность по технологии Савенкова А.И.

01.12.2021

Данная методика оригинальна, интересна, результативна и дает возможность способствовать развитию одаренности ребенка. Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых этапах. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска информации.

Через специаль­ные упражнения в разных видах деятельности у детей дошкольного возраста раз­виваются определенные умения:

видеть проблемы;

выдвигать гипотезы, строить предположения;

задавать вопросы;

оперировать понятиями «явление», «причина», «следст­вие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «раз­личие», «сходство», «общность», «совместимость», «несо­вместимость», «возможность», «невозможность» и др.

классифицировать.

наблюдать.

делать выводы и умозаключения.

свернуть

Метод проектов

01.12.2021

Метод проектов

  • Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у дошкольников интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических). Уникальность использования технологии в детском саду в том, что она позволяет развивать у детей не только личностные, интеллектуальные, физические качества, но и способности разрешения проблем в самостоятельной и совместной деятельности детей.

Цель метода проектов - направить познавательную деятельность воспитанников на определенный  и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.

свернуть

Использование типовых приёмов фантазирования

01.12.2021

Использование типовых приёмов фантазирования

Прием "Увеличение - уменьшение"

Описание приёма:

изменение по убывающей или возрастающей любого признака объекта.

Используются Волшебники: Волшебник Увеличения и Волшебник Уменьшения.

Технологическая цепочка:

1.Предложить детям выбрать объект (Берёза).

2.Перечислить признаки выбранного объекта.

3.Пригласить в группу Волшебника Увеличения Размера (Уменьшения Размера) по желанию детей. Провести преобразование размера объекта в сторону увеличения или уменьшения.

4.Провести преобразование части объекта по размеру.

5.Провести преобразование места существования (функционирования) объекта по размеру.

6.Провести преобразование признака объекта или его значения по степени выраженности цвета.

7.Организовать продуктивную деятельность различных вариантов и разнообразными средствами: сочинение сказки и запись ее содержания с помощью схем; решение проблемных ситуаций и их моделирование; рисования, аппликация, лепка по теме занятия.

 

Прием "Наоборот"

Описание приема:

суть приема заключается в выявлении определенного признака или значения признака объекта и замене их на противоположные.

Технологическая цепочка:

1.Выбираются объекты, выявляются их признаки и значения этих признаков.

2.Приглашается Волшебник Наоборот, который заменяет выделенные признаки или их значения на противоположные.

3.Обсуждение проблемных ситуаций и поиски способов их решения.

4.Организация продуктивной деятельности.

 

Прием "Деление- объединение"

Описание приёма:

предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей.

Используются Волшебники: Волшебник Деления и Волшебник Объединения.

Технологическая цепочка:

1.Предложить выбрать объект окружающего мира, определить его составляющие и место обитания.

2.Пригласить Волшебника Деления, который делит объект на составляющие.

3.Ввести Волшебника Объединения, который объединяет все в произвольной последовательности.

4.Обсудить практическое применение полученного объекта.

5.Организовывать продуктивную деятельность по итогам обсуждения.

свернуть